Шопоголик счем их едят

Мушкетеры с Боярским 2009

Киано Ривс в Земле останавленной

Пятница 13 (2009) Хотели напугать

 


Юленька как говорится фильм Ужасов

Юленька отзыв о фильме

Жанровое кино в России никогда не воспринималось серьёзно: ни в своих пределах, ни для западного зрителя, поэтому все отечественные комедии, боевики, фильмы ужасов и прочие «представители» жанров не претендовали на высокую художественную ценность. Сегодня ситуация начинает меняться с точностью до наоборот. Пример тому – «Юленька» Александра Стриженова, которая доказывает: жанровое кино отечественного производства может быть весьма качественным.

«Юленька. Смертельные уроки», «Юленька. Зло» или просто «Юленька» – это кино сложно назвать «фильмом ужасов». Учитывая тот факт, что «Вий» (1967) был первым и единственным фильмом ужасов, снятым в СССР, а постсоветский и современный российский кинематограф не сильно продвинулись в этом направлении (проекты Исканова, Юфита, Фесенко, Руминова сложно назвать идеальными), благодатной отечественной почвы для рождения настоящего фильма ужасов у нас не было. Поэтому авторы фильма «Юленька», как кажется, создали нечто среднее между мистическим триллером и традиционным хоррором, пытаясь привнести в японо-голливудскую хоррор-классику «особенности национального трэша», пусть и с готической приправой.

Сценарий «Юленьки» хорош и не тривиален. Андрей Курейчик написал историю, создав условный хронотоп, в котором из конкретных дат только первое сентября, папа умер три года назад, да и «что вы делали прошлой весной»; из конкретных мест действия – гимназия, несколько похожих интерьеров, парк, пруд, психбольница, морг. Причём с морга действие начинается и практически им же заканчивается, ибо альфа и омега сущего – окровавленный позвоночник.

Трейлер из фильма Юленьки



Казалось бы, нет ничего замысловатого в том, что молодой университетский преподаватель из столицы Андрей Белов (Марат Башаров), кандидат филологических наук с диссертацией по античной литературе и с перспективой докторской, везёт свою жену-астматичку (Оксана Лаврентьева) и её дочь в провинциальную глушь, дабы поправить здоровье благоверной. Но плавно раскачивающийся, ещё не выловленный из прудика труп, так, очень ненавязчиво, подсказывает нам, что размеренная жизнь молодой семьи как раз-таки в столице и осталась, а здесь… Здесь их ждёт совсем не тихая крымская гавань, а масса испытаний в виде далеко не простых воспитанниц женской гимназии и особенно одной, которая «смотрит на себя в зеркало и видит женщину, а не 10-летнего ребёнка». Имя ей – Юленька (Дарья Балабанова). И она достаточно интересными методами ищет маме нового мужа и себе нового папу. Понятное дело, такой приятный во всех отношениях новый классрук, не может не стать её жертвой, а следовательно и не может не попасть во все расставленные ею сети. Юленька всегда на шаг впереди потенциальной жертвы. Она умна, проницательна и артистична не по годам, ей удаётся то, с чем вряд ли бы справились три мёртвые дочери, парочка подростков-маньяков или девочка из колодца вместе взятые, и всегда выходит сухой из воды, какой бы мутной она ни была. Ей почти всегда удаётся добиться своего. Записка «Спасите нас!» обернётся ещё большими проблемами для «спасателя». Он честно пытается что-то изменить, но с каждым новым шагом всё сильнее запутывается.

Стриженов как режиссёр хорошо чувствует мизансцену, тем самым каждый кадр получается насыщенным и живым, даже если главная доминанта в нём – мёртвое. Если огульно критиковать то, что получилось, Стриженова можно упрекнуть в многочисленных киноаллюзиях, которые обнаруживаются не без усилий. Или, допустим, в недостаточном раскрытии ряда значимых персонажей, которые по ходу действия растворяются в Юленьке: директриса гимназии (Ирина Купченко), мама-марионетка Юленьки (Анна Казючиц)… В этом плане режиссёр даже сам себя любимого обделил (хотя ситуация, безусловно, изменится, если сценаристы-продюсеры решат продолжить историю). Но, с другой стороны, почему бы изначально в сценарии не прописать эти роли более подробно, а не свести персонажную сетку только лишь к противостоянию плохой-хорошей-злой девочки и хорошего дяди с обязательным возмездием за совершённую «ошибку» последнего?

В актёрском контексте дуэт Башаров-Балабанова – удивительная находка. Марат очень органичен в дебютном для себя амплуа учителя, да не простого, а женской гимназии со столетними традициями битья в барабаны во дворе девочек в клетчатых юбочках и белых гольфиках. Практически с первых кадров Башаров находится в состоянии страха: причём ему хорошо удаётся показать все степени этого состояния, начиная с банальных и бездоказательных подозрений и заканчивая неожиданной развязкой. Юленька же Балабанова, поначалу притягивая инфернальной внешностью, постепенно раскрывает свой драматический талант, что особенно явно в сравнении с ещё одной девочкой-героинй Дианой Шпак, которая, по-видимому, так и растратила свой только-только зарождающийся талант на рекламу сока. В Балабановой видна дальнейшая перспектива: наверно, её можно в данном случае сравнить с Лизой Арзамасовой, работа на сцене которой просто потрясает. Умело играя от эпизода к эпизоду то в девочку, то в женщину, Юленька не просто манипулирует людьми и подчиняет их себе, она будто подминает их под себя и как героиня, и как актриса. Поэтому ей нужен был в напарники именно такой артист, который смог бы на равных выступать в этом в буквальном смысле слова кровавом поединке добра и зла.

Создаёт дополнительный саспенс в рамках этого противостояния и помогает актёрам раскрыться камера Арутра Гимпеля. Для этого фильма оператор-постановщик выбрал особую эстетику – стиль ретро-фьючерс, соединил в одной картинке прошлое и будущее. И не прогадал. По большей части именно благодаря его мастерству мы понимаем те или иные «подсказки», которые сработают через пять минут, а может, через полчаса, к ним возвращаешься по ходу картины. Грамотно чередующиеся крупные планы и панорамы, динамичные клиповые кадры и длинноты в звягинцевском стиле не дают глазу замылиться. Капля крови на металлическом кране раковины, окно гимназии, из которого «выпала» Сонечка, умирающая белка на весь кадр, плазменная ТВ-панель на обшарпанной стене в классе литературы, мрачные крымские пейзажи сквозь горный серпантин, труп, причаливший к берегу, белые лилии 1 сентября, рыбка, трепыхающаяся в груде разбитого аквариумного стекла, наконец, «хлебосольный» позвоночник на импровизированном рушнике… Я уже не говорю о том, что ракурсы (крупные или «контекстные» планы) каждого из главных героев чётко передают их эмоции и состояния, достраивают внутренние отношения между ними.

Неожиданным приятным впечатлением стало музыкальное оформление картины Аркадием Укупником. Известный композитор и исполнитель в «Юленьке» превзошёл сам себя, сделав музыкальный ряд полноценным героем в кадре, а психоделико-напряжённые темы проводником между героем, зрителем и объединяющим их саспенсом. Ни одна нота не выпадает из цельного действа. Музыка аккуратно и ненавязчиво создаёт атмосферу выразительную, и взаимопроникающие друг в друга изобразительно-выразительные средства (картинка плюс звук) не дают картине рассыпаться.

Единственный, на мой взгляд, явный промах режиссёра или (скорее всего) продюсера Давлетьярова – Оксана Лаврентьева в роли гражданской жены Андрея Леры. Оксане очень повезло в том, что её серьёзная фильмография началась именно с «Юленьки», но в кадре она смотрится не очень органично, а ведь даже для этой второстепенной роли можно было бы взять актрису поинтереснее, поярче: раскрученного в российском шоу-бизе эффектного типажа здесь недостаточно. Хотя в некоторых ключевых эпизодах Оксана честно пытается отыграть сценарные зарисовки и следует всем указаниям режиссёра, но в то, что происходит с её участием, верится с трудом. В постельной сцене её реплики слишком наигранны и лишены какой бы то ни было сексуальности, астматические покашливания так же неестественны, как выражение любви к дочери или ревности мужа к матери Юленьки. Единственное, что ей удаётся, это изображать апатию по отношению к Андрею, когда он пытается её обнять в постели или когда после измены возвращается домой в ту же постель. В этих сценах живая игра и даже импровизация не помешали бы. Да, и все реплики героини Оксаны можно было бы переозвучить: её дефекты речи неприятно режут слух и, раздражая, отвлекают внимание от более важных вещей.

Но самое главное в картине то, что, помимо несомненной художественной ценности, в «Юленьке» нетрудно увидеть мощную экзистенциальную суть. Андрей, предчувствуя смерть, пишет e-mail Лере: «Зло всегда побеждает тех, кто сбился с пути…». И это сущая правда. За все свои ошибки придётся заплатить. Когда идёшь вперёд, не надо оглядываться. Правда и в том, что сказавший новое слово в российском жанровом кино Александр Стриженов идёт вперёд и не оглядывается, и путь, которым он пробивается сквозь запутанные дебри отечественного кинематографа, верный. Только бы не сбился…

Читать другую рецензия по фильму Юленька или скачать

Сайт создан в системе uCoz